Воскресенье, 28.04.2024, 17:48
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Март » 14 » Проект 1143.3 - тяжелый авианесущий крейсер
12:14
 

Проект 1143.3 - тяжелый авианесущий крейсер

ТАКР «Новороссийск» проекта 1143.3.

Противолодочный крейсер (ПКР) с авиационным вооружением проекта 1143 (шифр «Кречет») был разработан как развитие откорректированного проекта ПКР проекта 1123М в Невском ПКБ под руководством главного конструктора А.В.Маринича.

Разработка откорректированного проекта ПКР проекта 1123М под базирование самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) типа Як-36 начата в 1968 г. Закладка противолодочного крейсера проекта 1123М "Киев" состоялась 20 февраля 1968 г., но Постановлением Совмина СССР № 685-521 от 2 сентября 1968 г. строительство ПКР было прекращено. При этом было решено на стапеле № 0 Черноморского судостроительного заводе (ЧСЗ) в Николаеве строить противолодочный крейсер "Киев" по новому проекту, получившему номер "1143". Постановлением Министерству Обороны СССР предписывалось в течение месяца выдать ТТЗ на новый корабль, Минсудпрому СССР и Невскому ПКБ в 1968 г. разработать в 1968 г. эскизный проект, а в 1969 г. технический.

Разработка эскизного проекта ПКР в Невском ПКБ была начата до выхода Постановления. Было разработано девять вариантов эскизного проекта (I - IX), в том числе шесть проектов согласно ТТЗ и три инициативных проекта. Так же проработаны варианты компоновки кораблей с учетом использования перспективных систем вооружений. Для дальнейшего проектирования выбран вариант I. ТТЗ на проектирование ПКР проекта 1143 (шифр «Кречет») было утверждено Главкомом ВМФ СССР 16 октября 1968 г. Начато техническое проектирование с водоизмещением 28000 т и ПКР П-500 "Базальт". Летом 1969 г. техпроект откорректирован под изменившиеся условия размещения ПКР "Базальт" с водоизмещением до 29000 т. Техпроект 1143 утвержден ВМФ и Минсудпромом 30 апреля 1970 г. В феврале 1971 г. утвержден план строительства и создания основных элементов корабля.

Первоначально по проекту 1143 планировалась постройка двух противолодочных крейсеров с авиационным вооружением "Киев" и "Минск" с последующим переходом на строительство полноценных авианосцев.

Фактически строительство "Киева" началось на ЧСЗ в г. Николаеве в 1967 г. Корпус головного корабля проекта ("Киев") заложен 21 июля 1970 г., спущен на воду 26 декабря 1972 г. и принят ВМФ 28 декабря 1975 г. Второй корабль проекта ("Минск") заложен так же на стапеле "0" ЧСЗ в Николаеве сразу после спуска на воду "Киева" (введен в строй 27 сентября 1978 г.).

Параллельно с разработкой ПКР проекта 1143 в СССР велись работы по созданию классических авианосцев с самолетами катапультного старта и посадки на аэрофинишеры: НИР «Ордер», крейсеры проектов 1153, 1160. Но после назначения в 1976 г. Министром обороны СССР Д.Ф.Устинова от строительства полноценных авианосцев было решено отказаться, а основные усилия было решено направить «на дальнейшее совершенствование кораблей — носителей СВВП». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1977 г. была утверждена постройка третьего (срок сдачи – 1979 г.), а также четвёртого противолодочных крейсеров (срок сдачи – 1982 г.) с некоторыми изменениями (увеличение численности лётного авиационного крыла (ЛАК) до 30 единиц, отказ от торпедного вооружения) и максимальным использованием документации головного корабля.

При разработке в Невском ПКБ сокращенного технического проекта, получившего номер "1143М" предполагалось, что на третьем ПКР уже будут базироваться перспективные СВВП Як-38П (истребители), заменена гидроакустика и, впервые в отечественном флоте, будет предусмотрено размещение на борту десанта в упрощенных условиях (сроком на 10 — 15 суток), а также возможность приема на ВПП и временное базирование на верхней палубе тяжелых транспортных вертолетов.

Корабль планировалось назвать «Баку», согласно традиции давать авианесущим кораблям названия, унаследованные от лидеров эсминцев — в честь столиц союзных республик. Но по предложению Министра обороны СССР А.А.Гречко крейсер получил наименование «Новороссийск». 24 июня 1975 г. его зачислили в списки кораблей ВМФ СССР. В данном случае официально не было никакой преемственности в названии крейсера с черноморским линкором «Новороссийск» (бывшим «Джулио Чезаре»). Судя по всему, Главное политуправление и прочие «инстанции» руководствовались географической «привязкой» имени корабля к «Малой земле» — названию широко распропагандированной в те годы книги тогдашнего генсека ЦК КПСС Л.И.Брежнева.

Сокращенный техпроект ПКР с авиационным вооружением проекта 1143М (главный конструктор — А.В.Маринич) был разработан в январе 1975 г. и утвержден ВМФ и МСП в июле 1975 г. 30 сентября 1975 г. состоялась закладка корабля (С-103) на стапеле «0» ЧСЗ.

На ПКР «Новороссийск» проекта 1143М предусматривалось базирование 28 СВВП Як-36М (Як-38) и/или вертолетов Ка-252ПЛ и двух спасательных вертолетов Ка-252ПС. ГАС «Орион» заменялась на автоматизированный гидроакустический комплекс (АГАК) «Полином», а торпедное вооружение упразднялось. За счет уменьшения зазоров между летательными аппаратами в ангаре их число было увеличено до 24-х. Еще шесть машин находились на технической позиции полетной палубы (правый борт), обходной мостик в районе правого борта выполнялся на 1,2 м ниже по высоте, чем на ПКР проекта 1143 (Киев» и «Минск»). При необходимости в ангаре с некоторыми ограничениями размещались все 30 ЛАК.

С учетом замены гидроакустики и упразднения торпедного вооружения корабль оснащался новой системой управления противолодочным оружием «Пурга». Навигационный комплекс «Салгир» заменялся на более современный, модернизированный образец — «Салгир-V». Кроме того, проектом предусматривалась возможность установки на борту, уже при постройке корабля, резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV» (по завершении ее испытаний и отработки на БРК «Бедовый»). Объемы помещений на 5-й палубе, полученные в результате отказа от торпедного вооружения, использовали для оборудования дополнительных трехъярусных кубриков личного состава и десанта на 90 человек с вооружением и запасами.

Корабль оснащался БИУС «Аллея-2К» (сбор, обработка, хранение и отображение информации в рамках обеспечения флагманских функций соединения в составе девяти надводных кораблей), а также опытным образцом радиолокационного комплекса «Подкат» —для обнаружения малоразмерных целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, следующих на малых высотах (до 100 м) на дальности до 33,7 км (с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО самого ТАКР и кораблей соединения). Это должно было повысить возможности ПВО-ПРО крейсера в новых условиях. Наконец, прежние активные успокоители качки 89-1 заме­нялись на более совершенные 89-3 с увеличенной площадью бортовых рулей.

Еще одним отличием ПКР «Новороссийск» проекта 1143М стала форма передней кромки так называемого малого спонсона, расположенного в нос от угловой палубы — на ней отсутствовал характерный для ПКР проекта 1143 («Киев» и «Минск») двойной уступ, вызывавший сильное забрызгивание и образование вихревых воздушных потоков над полетной палубой. На верхней палубе корабля установили (правда, уже в Севастополе) выравнивающие устройства (ВУ) — три вертикальных экрана для спрямления воздушных потоков.

Комплексы радиоэлектронного, артиллерийского и ракетного вооружения, а также ГЭУ поначалу предполагалось сохранить такими же, что и в проекте 1143. Однако уже в ходе постройки корабля решили внести ряд усовершенствований. Так, в связи с принятием на вооружение ВМС США летом 1977 г. новой маловысотной противокорабельной ракеты «Гарпун», Невскому ПКБ по поручению руководства Минсудпрома и командования ВМФ срочно подготовило предложения по модернизации кораблей проектов 1143 и 1143М с целью повышения их боевой устойчивости. Выяснилось, что для успешного решения поставленной задачи тре­буется прежде всего увеличение глубины зоны ПВО корабельных соединений с усилением корабельного зенитного и ра­диоэлектронного вооружения. Возможные объемы работ на третьем и четвертом «кречетах», с учетом времени на создание новых образцов вооружения и сроков сдачи самих кораблей, обсуждались на специальном совещании у Главкома ВМФ. Для усиления ПВО третьего ТАКР его предполагалось оснастить двумя строенными модулями новейшего ЗРК «Кинжал» (взамен ЗРК БД «Оса-М») и ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (вместо АК-630М), а также РЛК «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»), Требовалось доработать и радиоэлектронное вооружение, и средства связи корабля — главным образом, из-за изменения состава его авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Объемы для реализации этих мер получили за счет исключения погреба запасных ПКР «Базальт». С учетом корректировки тех. проекта по принятым изменениям спуск «Но­вороссийска» переносился на 1978 г.

Но изменения проекта коснулись не только систем ПВО. Попутно было принято решение обеспечить на корабле базирование уже 36 летательных аппаратов, в том числе разрабатываемых палубных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов Ка-252 трех модификаций (ПЛО, ПС и РЛД), а также оборудовать на ВПП три газоотводных устройства (ГОУ) — для защиты покрытия полетной палубы от раскаленных до 1200° струй газов при вертикальном старте Як-41.

Кроме того, требовалось увеличить на 50% запасы авиатоплива. Шахты ГОУ, закрытые в верхней части жаропрочными газодинамическими решетками, предусматривались под стартовыми позициями № 3, 4 и 5, имели переменный диаметр 3 — 5 м и проходили от полетной палубы вниз и далее под угловую палубу (спонсон) за борт. Имелись сложности с выработкой конструктивного решения и выбором материала для этих решеток, а также термостойкого покрытия полетной палубы. Эти переделки повлекли за собой перенос срока сдачи корабля с 1979 г. на 1982 г.

За исключением ряда отличий по составу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ПКР проекта 1143М изменился незначительно, хотя перепланировка общего расположения была весьма существенной и охватывала порядка 1000 (до 40% общего числа) помещений, в которых по результатам повторной корректировки проекта предстояло провести «по живому» демонтажные и монтажные работы.

До 28.06.1977. «Киев», «Минск» и «Новороссийск» классифицировались как противолодочные крейсеры (ПКР). Впоследствии они были переклассифицированы в ТАКР - тяжёлые авиационные крейсеры.

Техпроект 1143.3 (впоследствии 11433; главный конструктор В.Ф.Аникиев) был разработан в декабре 1977 г. и утвержден в мае 1978 г., когда формирование корпуса «Новороссийска» на стапеле уже завершалось — смонтировали даже все шахты ГОУ, закрыв их решетками. 26 декабря 1978 г. теперь уже ТАКР «Новороссийск» проекта 1143.3 (3-й корпус) был торжественно спущен на воду и поставлен на достройку.

Тем временем, отношение к ГОУ продолжало оставаться неоднозначным. Проведенные в Жуковском эксперименты не давали оснований для особого оптимизма по поводу их применения. В конце концов, согласно совместному решению МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 г., шахты и решетки ГОУ, «как не оправдавшие своего назначения по результатам испытаний», были демонтированы, а помещения, через которые они проходили, восстановлены по первоначальному проекту, что также повлекло массу дополнительных переделок.

Но на этом проблемы не закончились. Из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов, пре­дусмотренных проектом ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», ТАКР «Новороссийск» проекта 1143.3 этого оружия не получил. Вместо него смонтировали проверенные 30-мм автоматы АК-630М, при этом к штатным для его предшественников ЗРК «Оса-М» решили не возвращаться — в итоге корабль остался вообще без систем ПВО ближней дальности!

Вследствие проблем с созданием новых самолетов авиагруппу третьего ТАКР «Новороссийск» проекта 1143.3 пришлось комплектовать из Як-38 (позже заменены на Як-38М). Отчасти это компенсировалось наличием более совершенных вертолетов второго поколения— Ка-27. Кроме того, на ТАКР «Новороссийск» могли базироваться перспективные ЛАК и вертолеты массой до 15 т, приниматься на палубу (без размещения в ангаре) для оперативной доставки грузов или десанта вертолеты Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 массой до 37 т. Также имелась возможность запуска двигателей от корабельной системы электроснабжения. Полный запас авиатоплива состав­лял 1500 т, наибольший —до 1650 т.

Швартовные испытания ТАКР «Новороссийск» (тактический номер 137) проходили с 1 сентября по 27 декабря 1981 г. 24 ноября состоялось заселение экипажа, сформированного на базе 7-й ОПЭСК в Североморске. 5 января 1982 г. корабль
ушел в Севастополь, где до 25-го числа проходил докование для очистки и окраски подводной части и юстировки оборудования. С 29 января по 12 апреля ТАКР «Новороссийск» успешно прошел заводские ходовые испытания (главный ответственный сдатчик Г.И.Журенко, командир — капитан 1 ранга Б.П.Черных). В самом начале испытаний на корабле вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 одного из главных котлов, что ставило под угрозу срыва своевременную сдачу крейсера. Обычно замена этого агрегата требует нескольких месяцев, но в данном случае заводчане уложились в несколько дней. Аварийный ТНА через временные вырезы переместили в ангар, а оттуда — на верхнюю палубу. Уникальная операция завершилась, когда с находившегося в достройке ТАКР «Баку» в обратном порядке был доставлен аналогичный ТНА-3.

Госиспытания ТАКР «Новороссийск» проходили на полигонах боевой подготовки ЧФ с 12 апреля по 28 мая, с перерывом для участия в параде кораблей, посвященном Дню Победы. 12 мая ТАКР вышел на полигон — испытывался стрельбой одиночной ракетой и двухракетным залпом ударный комплекс «Базальт-11433» (ПУ № 1, 2 и 6). В обоих случаях мишени — БКЩ (69x13 м) и мишень пр. 1784 были поражены прямыми попаданиями на дальности 88 км. Комиссия отметила случаи повреждений легких конструкций на палубе корабля из-за воздействия факелов стартовых ускорителей ракет.

Арткомплексы АК-726 и АК-630М были испытаны стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15, макетам плавающих мин и имитированной воздушной цели, а установки РБУ-6000 — на предельных углах наведения по идущей на корабль практической торпеде 53-56. Успешно прошли испытания стрельбой и также были приняты комиссией 140-мм комплекс постановки ложных целей ПК-2 и противолодочный комплекс РПК-1.

20 — 27 мая состоялись 11 стрельб УЗРК «Шторм» по парашютным мишеням М-6, морской цели (БКЩ) и радиоуправляемой мишени Ла-17М. Правда, сразу в трех случаях были отмечены факты ухода с заданной траектории и падения в воду выпущенных из носовой ПУ ракет — как следствие общего конструктивного недостатка. Комиссия рекомендовала увеличить секторы стрельбы, особенно в режиме «низколетящая цель», для чего был увеличен угол старта ЗУР в вертикальной плоскости. Повторная стрельба после выполнения этих работ была зачтена.

За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, вертолеты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8—139 полетов, включая предусмотренные для обеспечения испытаний. К сожалению, не обошлось без аварии — в апреле упал на палубу вертолет Ка-27, один матрос был убит обломком винта.

28 мая ТАКР «Новороссийск» прибыл в Николаев и был поставлен к набережной Большого ковша ЧСЗ на ревизию и окраску. По заключению комиссии, программа госиспытаний была выполнена полностью; в качестве дополнения лишь рекомендовалось определить возможность взлета и посадки в ночных условиях группы в составе четырех вертолетов
при скорости воздушного потока до 20 м/с, бортовой качке до 10° и килевой —до 3°.

Кроме того, комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась только в декабре 1982 г. на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского судостроительного завода). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позже от его установки на ТАКР «Новороссийск» вообще отказались). Ко­миссия отметила, что при осадке корабля кормой менее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надежную выборку «буксируемого тела» (опускаемой антенны) ГАС. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требовала много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» отрицательно сказываются такие факторы, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и искажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенках надстройки антенн.

В числе менее значительных, но достаточно любопытных и курьезных замечаний были и такие, как, например, установка на бачках пресной воды запорных клапанов, из-за чего имелись случаи заливания кают водой (во избежание этого рекомендовалось в дальнейшем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было сделано на предыдущих кораблях).

15 августа 1982 г. на ТАКР «Новороссийск» торжественно подняли Военно-морской флаг, и корабль перешел в Севастополь. 24 ноября ТАКР был зачислен в состав ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан (с предварительным заходом в Североморск для участия в торжествах по случаю 50-летия Северного флота). В один из осенних дней, во время стоянки у Угольной стенки, на «Новороссийск» внезапно обрушился сильный шквал — корабль удалось удержать на месте лишь благода­ря помощи подошедшего буксира. Позже выяснилось, что буксир повредил титановый обтекатель ГАС «Полином», и ТАКР пришлось ставить в док для проведения ремонта. К 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и ТАКР «Новороссийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.

В период проведения испытаний крейсера началась англо-аргентинская война, и ее первые уроки подтвердили правоту специалистов о необходимости усиления ПВО-ПРО кораблей. ТАКР «Новороссийск» в этом отношении уступал даже «Киеву» и «Минску». Несмотря на возможность с помощью РЛС «Подкат» заблаговременно обнаруживать воздушные цели, особенно атакующие крылатые ракеты, крейсер не имел огневых средств для их поражения — оставался лишь выход транслировать полученные данные на корабли охранения.

"Минск" и "Новороссийск" базировались на Тихом океане. В 1991 г. "Минск" начали готовить к переходу на судостроительных завод в Николаев для ремонта (не работало 50% двигательной установки крейсера). 31 августа 1992 г. на "Минске" спустили флаг ВМФ и уже в октябре крейсер прибыл к месту консервации (в отстой) в бухту Постовая в Советской Гавани. 20 октября 1995 г. "Минск" уведен буксиром в Южную Корею для разделки на метал. А в 1998 г. ТАКР "Минск" перепродан китайской компании и после проведения комплекса работ с 27.09.2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). Второй китайский музей ВМФ СССР!

В 1990 г. ТАКР "Новороссийск" 1990 г. проходил двухгодичный ремонт В начале 1991 г. крейсер проходил испытания после ремонта, но полностью возвратить корабль в строй после ремонта не удалось. В мае 1991 г. корабль был выведен в отстой решением Главкома ВМФ СССР. В январе 1993 г. при нахождении в отстое на корабле в машинном отделении случился пожар. 30 июня 1993 г. ТАКР "Новороссийск" разоружен и исключен из состава ВМФ России. в январе 1996 г. ТАКР "Новороссийск" был продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металл.

Просмотров: 2235 | Добавил: ocomentim | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz