Авиация НАТО продолжает бомбить Ливию. Из всех 28 стран НАТО авиудары по наземным силам Каддафи сегодня наносят шесть государств. Это Франция (29 самолётов разных типов), Великобритания (18 самолётов), Канада (7 самолётов), Бельгия (6 самолётов), Норвегия (6 самолётов) и Дания (4 самолёта). Остальные участники западной коалиции (Катар, ОАЭ, Испания, Италия и Нидерланды) обеспечивают только разведывательные полёты и патрулирование воздушного пространства в рамках обеспечения бесполётной зоны.
Приводим тактико-технические характеристики основных типов самолётов, используемых странами западной коалиции в Ливии.
Франция Мirage 2000D - многоцелевой ударный истребитель-бомбардировщик, разработан французской фирмой Dassault. Cамолёт создан на базе модификации Mirage 2000N. Самолёт предназначен для выполнения ударных операций с применением высокоточного обычного оружия. На Mirage 2000D установлена новая навигационная система Sagem Uliss 52 INS c GPS. Система управлением оружия позволяет применять очень широкий спектр управляемого и неуправляемого оружия как французского производства, так и производства стран НАТО. Это противорадиолакационные ракеты STAR с системой наведения в контейнере ASTAC, ракеты типа «воздух - поверхность» AS.30L, управляемые бомбы BLG c лазерным наведением ATLIS II, кассетное оружие типа Matra APACHE. Самолёт предназначается для выполнения боевых миссий на высоте до 60 метров со скоростью 1.112 км/ч. Первый полёт самолёта состоялся в феврале 1991 года. Было заказано 100 самолётов, позднее заказ сократили до 75 машин. Самолёт был принят на вооружение ВВС Франции в январе 1994 года.
Rafale - французский многоцелевой истребитель поколения 4++. Самолёт предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также наносить удары по наземным объектам. Первый полёт совершил 4 июля 1986 года. Rafale развивает скорость до 2.500 километров в час, дальность его полёта - 1.800 километров. Проектировщики с самого начала жёстко увязывали конструкцию самолёта с натовскими стандартами STANAG. Rafale может нести боевую нагрузку до 9.500 кг. Основным оружием класса «воздух - воздух» является ракета «Мика». Она имеет стартовую массу 112 кг и может поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Компания GIAT разработала для самолёта пушку 30М791. Эта единственная в мире одноствольная 30-мм пушка имеет скорострельность 2.500 выстрелов в минуту. Для пушки были созданы 30-мм снаряды, обладающие высокой проникающей способностью.
Великобритания EF-2000 Typhoon - многоцелевой истребитель с передним горизонтальным оперением. Typhoon разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH. На Typhoon применена четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления полётом, объединённая с системой управления двигателями. Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полёта. Максимальная скорость 2.120 км/ч. Боевой радиус действия: в режиме истребителя 1.389 км, в режиме ударного самолёта 601 км. Практический потолок составляет 18,3 км. Вооружение включает в себя 27-мм пушку «маузер», установленную в корневой части правого полукрыла, ракеты класса «воздух - воздух» (AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T), ракеты класса «воздух - поверхность» (AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin), бомбы (Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO. На самолёт устанавливается также лазерная система целеуказания.
Tornado - боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бёльков-Блом при участии компаний British Aerospace (Великобритания) и Alenia Aeronautica (Италия). Автоматизированная система управления вооружением позволяет производить пуски УР различных типов, стрельбу из пушки, а также бомбометание (как горизонтальное, так и со сложных видов маневра). Сброс бомб может производится одиночно, сериями и залпом. Средняя точность бомбометания с кабрирования при использовании лазерного дальномера составляет 60 метров, что значительно превосходит соответствующие показатели других ударных самолётов стран НАТО. Максимально допустимая скорость: 2.340 км/ч. Перегоночная дальность составляет 3.890 км. Практический потолок достигает 15 км. Вооружение включает в себя
27-мм пушку «маузер» BK-27 с боезапасом 180 патронов, управляемые ракеты (УРВВ AIM-9), противорадиолокационные ракеты (HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle и TASM), а также бомбы (BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25 и WE177).
Канада CF-18 Hornet - американский палубный истребитель-бомбардировщик, разработан в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолётом ВМС США и Канады. Канадские истребители CF-18 Hornet, в отличие от американских, имеют собственную инерционную систему посадки и бортовые огни для идентификации самолётов во время ночных полётов и могут дополнительно нести контейнеры с неуправляемыми реактивными снарядами. Cамолёт оснащается ракетами класса «воздух - воздух» AIM-9 Sidewinder, размещёнными на концах крыльев, а также шестиствольной 20-мм пушкой General Electric M61A1 Vulcan (570 снарядов). При выполнении ударных операций самолёт оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10, обычными бомбами Mk.82 (до 27 штук) и Mk.84, а также бомбовыми кассетами, 4 УР AGM-65F Maverick, ПКР AGM-64 Harpoon и противорадиолокационными УР AGM-88 HARM.
США 4 апреля Пентагон официально прекратил использовать боевые самолёты в операции. До этого в ней были задействованы 90 самолётов, в том числе A-10 Thunderbolt, F-15E, AC-130 и другие.
A-10 Thunderbolt - американский бронированный одноместный двухдвигательный штурмовик, разработан для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей. Работы по формированию облика нового самолёта велись в рамках программы А-Х (Attack, Experimental - штурмовой, экспериментальный). В результате у ВВС сложилась концепция бронированного штурмовика, «идеология» которого была близка советским и германским штурмовикам Второй мировой войны, относительно простым самолётам с тяжёлым бронированием и мощной автоматической пушкой. Самолёт развивает скорость до 834 км/ч.
Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой - 740 км. На самолёте установлена 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1.350 патронами. На боевую машину устанавливаются также управляемые ракеты класса «воздух - воздух» (2 AIM-9), класса «воздух - поверхность» (6 AGM-65), а также неуправляемые ракеты: 4 блока LAU-61/LAU-68 и 6 блоков LAU-10. Самолёт несёт также свободнопадающие фугасные, зажигательные, кассетные и управляемые бомбы.
EA-18G Growler - самолёт РЭБ, созданный специально для нужд авианосной авиации ВМС США. Спроектирован на базе двухместного F/A-18F «Супер Хорнет» (Super Hornet) и, по заявлению разработчиков, унифицирован с ним на 99%. Это, естественно, облегчит процесс обучения личного состава и позволит сократить расходы на обучение лётного и технического персонала и на техническое обслуживание новых самолётов. Конструктивно же EA-18G отличается от F/A-18F тем, что в отсеке, где у «Супер Хорнета» установлена 20-мм авиационная пушка, а у «Гроулера» размещена аппаратура бортового комплекса РЭБ (станция LR-700 и приёмник системы спутниковой связи), а также наличием убранных в специальные контейнеры антенн станции ALQ-218(V)2 на законцовках консолей крыла. Естественно, изменения коснулись и кабины.
Основное предназначение EA-18G - решение широкого спектра задач, связанных с ведением радиоэлектронного противодействия противнику: от радиоразведки до радиоэлектронного подавления связной аппаратуры противника и постановки помех его радиолокационным средствам различного назначения (в американских документах в отношении EA-18G употребляется термин airborne electronic attack - AEA). Планируется интеграция в единую комплексную систему «Гроулеров» и разведывательно-ударных (разведывательных) беспилотных летательных аппаратов. Ведь оснащённые соответствующими аппаратурой РЭБ и ударным вооружением, такие БПЛА смогут проникать внутрь обороны противника и без риска для жизни своих лётчиков выводить, временно или совсем, из строя его системы связи, радиолокационные посты. В 2011 году командование ВМС ускорило производство нового поколения самолётов РЭБ и планирует придать им особые способности, например возможность заражать компьютерными вирусами сети управления войсками противника.
Участие в операции в Ливии - первое боевое применение EA-18G. И во многом благодаря ему авиация коалиции смогла, по словам американского вице-адмирала Билла Гортни, подавить коммуникации правительственных войск и парализовать вполне современные мобильные зенитно-ракетные комплексы Crotal и «Оса».
Именно поэтому лётчики коалиции чувствуют себя в ливийском небе вольготно и могут, особо не обращая внимания на свою безопасность, спокойно отрабатывать удары по наземным целям. Тем не менее, несмотря на то, что авиация НАТО уничтожила примерно 30 процентов военного потенциала ливийской армии, сейчас командование альянса говорит о необходимости сменить тактику, так как авиаудары, которыми ограничена миссия коалиции, перестали приносить ощутимый результат.
После выхода из активной фазы операции США три недели назад у коалиции осталось всего 143 крылатые машины. По данным источников, чтобы вывести свои действия на запланированный уровень, альянсу всё ещё не хватает, по меньшей мере, 20 боевых самолётов. На снмиках: Мirage 2000; Rafale; EF-2000 Typhoon; Tornado; CF-18 Hornet; A-10 Thunderbolt