Суббота, 04.05.2024, 05:13
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 3 » Александр лаврентьев: «35 км/ч — это уже неплохо»
10:17
 

Александр лаврентьев: «35 км/ч — это уже неплохо»

Современная Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), которая была введена в эксплуатацию в конце июня в Новосибирске, оценивает и регулирует скорость транспортных потоков в режиме реального времени. Этим она отличается от прежних, негибких систем — ее «зеленая волна» может менять длину и продолжительность, АСУДД также следит за тем, чтобы «волны» автомобилей не сталкивались на перекрестках, а плавно передвигались по городу. Но система будет эффективна только в том случае, если водители будут следовать ее указаниям. Начальник отдела организации дорожного движения Главного управления благоустройства и озеленения (ГУБО) мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ о том, как АСУДД ускорила движение по важнейшим улицам Новосибирска.

Сколько лет в Новосибирске внедряется АСУДД?

АСУДД внедряется два с половиной года. В 2008 году мы приступили к реализации городской целевой программы «Безопасность дорожного движения в Новосибирске», а в июне 2010 сдали в промышленную эксплуатацию первую и вторую очереди АСУДД. К концу года готовим к сдаче третью. Когда-то АСУДД у нас уже была. Ее строили лет 20–25 назад, и за это время она морально и технически устарела. Когда мы начали разрабатывать новую программу, было совершенно ясно, что строительство двухуровневых развязок, расширение дорог — это очень хорошо, но еще есть возможность дорабатывать перекрестки на магистралях, чтобы они пропускали наибольшее количество автомобилей.

Для увеличения пропускной способности перекрестков и было принято решение создать АСУДД.

Мы начали смотреть, как работает АСУДД в Омске, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Минске. Наиболее работоспособной и близкой нам оказалась система в Минске. Еще в советские времена этот город по линии ГАИ был лидером по внедрению новых технологий. Там автоматизированная система работает порядка 15 лет, и она действительно работает — полностью, а не участками: где-то есть, а где-то нет. Поэтому мы взяли за основу минскую систему и начали мониторинг магистральных улиц, интенсивность движения. Была проделана большая работа в плане обследования — куда, какие потоки идут, где задержки, заторы. На основании мониторинга транспортных потоков разрабатывали различные режимы работы светофоров: утро, день, вечер.

В течение двух лет мы устанавливали периферийное оборудование — меняли светофоры, линии связи, управляющие контроллеры, датчики и указатели скорости, готовили Центральный управляющий пункт (ЦУП), куда подводились оптоволоконные линии связи. Все реконструировали под современное оборудование, чтобы можно было наращивать АСУДД. В начале 2010 года систему сдали в опытную эксплуатацию, чтобы в течение полугода проверить, как она работает, как накапливает информацию, какие необходимо внести корректировки в режим работы светофоров, чтобы решить главную задачу — сделать задержки транспорта наименьшими.

Взять, например, улицы Нарымскую – Плановую: нужно, чтобы транспорт ехал не только по ним, но и чтобы улица Дуси Ковальчук не стояла. Должна отрабатываться координация движения на пересечении основных магистралей.

В начале июня 2010 года минчане приехали и проверили еще раз все системы и параметры. Где-то подкорректировали, и, перед тем как принять в промышленную эксплуатацию, мы совместно с ними проехали по улицам, где работает АСУДД, проверили среднюю скорость. Это показатель, характеризующий эффективность внедрения АСУДД. Проверяли в пятницу, 18 июня. Обычно в обед по городу практически проехать нельзя, а после обеда еще хуже, потому что все уезжают на дачу — погода была хорошая. По всем улицам выписали скорость движения и сравнили ее с той, которая была два года назад до внедрения АСУДД на этих же улицах. Надо заметить, что в 2008 году у нас прибавилось 50 тысяч автомобилей, в 2009 году еще порядка 9 тысяч.

Сравнительный анализ показал, что скорость движения потока по различным улицам увеличивается от 20 %, а по одной из улиц до 50 %. Средняя скорость получилась 36–40 км/ч, тогда как раньше была 25–29 км/ч.

Мы считаем, что ехать по городу со средней скоростью 35 км/ч, — это уже неплохо.

Мы же говорим не только о том, что скорость увеличилась. Меньше стало накопления на светофорах, меньше заторных ситуаций, а значит, лучше экология.

Нам интересно решать комплекс вопросов, и когда создавали АСУДД, то сразу же обратили внимание на пешеходов. На широких магистральных улицах, имеющих три и более полосы движения в каждом направлении, были построены островки безопасности, установлены табло обратного отсчета времени горения сигналов светофора, чтобы пешеходы могли ориентироваться — стоит ли им сейчас переходить дорогу. Все для того, чтобы они вовремя выходили на дорогу и вовремя покидали ее.

В разных местах было установлено от 1 до 1,5 километров пешеходного ограждения. Собрались вместе с ГАИ, обсудили все очаги аварийности, разбирали, почему эти места есть на протяжении 2–3 лет, и приходили к выводу: либо здесь надо делать островок безопасности, либо ликвидировать нерегулируемый пешеходный переход, либо переносить остановку общественного транспорта. Мы говорим о комплексном подходе и, например, обратили внимание, что очень много негатива приносит неправильное размещение остановок общественного транспорта перед перекрестком. Мы начали переносить остановки за перекресток, как это и положено по нормативам.

Александр Лаврентьев готов расширять АСУДД и «обучать» ее новым навыкам. Например, штрафовать водителей за нарушение ПДД
Александр Лаврентьев готов расширять АСУДД и «обучать» ее новым навыкам. Например, штрафовать водителей за нарушение ПДД
Какая работа по АСУДД ведется сейчас?

На сегодняшний день мы сдали 92 перекрестка в промышленную эксплуатацию, готовим к сдаче еще 28 — это третья очередь: Станиславского, Немировича-Данченко, Кирова, Октябрьская магистраль и так далее. Для пробы два перекрестка вывели на видеонаблюдение в ЦУП. Новая аппаратура и модернизация линий связи позволяют нам наращивать видеоконтроль и видеонаблюдение, а также видеофотоконтроль за нарушителями правил дорожного движения. Есть принципиальная договоренность с ГИБДД о создании ситуационного центра, куда будет стекаться информация с фото- и видеокамер и где мы будем как контролировать нарушения правил дорожного движения, так и наблюдать и корректировать заторные ситуации.

То есть ваши камеры для регулирования дорожного движения одновременно будут «глазами» ГИБДД, которая с их помощью будет выписывать штрафы?

Да. Мы имеем возможность наращивать эту систему. Нужно совместить режим работы светофоров с АСУ «Навигация» (спутниковая система наблюдения за пассажирским транспортом. — К.П.), чтобы, во-первых, в некоторых местах давать преимущество движению пассажирского транспорта, а во-вторых, чтобы АСУДД и АСУ «Навигация» дополняли друг друга. Например, нам важно знать скорость движения троллейбусов, их график, нарушение правил дорожного движения водителями пассажирского транспорта.

Первоначально исходили из того, что АСУДД должна увеличить пропускную способность, а сейчас мысли идут дальше. Мы сегодня говорим с ГАИ о том, что не надо регулировать заторные ситуации одним жезлом — достаточно менять программы по времени суток. Экипажу ГИБДД не придется стоять на перекрестке — это отвлечение личного состава. Достаточно поставить туда фотовидеофиксацию и в автоматическом режиме бесконфликтно следить за соблюдением правил дорожного движения.

Что вы осматривали вместе с сотрудниками ГИБДД на перекрестке улиц Бориса Богаткова и Кошурникова две недели назад?

Мы внедряем план координации дорожного движения «вечер-утро-день» на этом перекрестке. Управление дорожного строительства отдало нам дорогу, мы установили светофоры, разработали план их координации и начали наблюдать. Оказывается, утром транспорт по Бориса Богаткова идет в основном со стороны Лежена, а вечером со стороны Молодежной. Один и тот же режим устанавливать неправильно. Просчитали интенсивность и поставили утренний, дневной и вечерний режим работы — он меняется автоматически. Сейчас мы доведем его до совершенства. Понятно, что заторные ситуации есть, но это уже не от того, что светофор неправильно работает. Нам обещали оставить 15 метров в сторону Молодежной, а там 12 — немного для четырех полос движения. Надо еще посмотреть и, может быть, ликвидировать барьерное ограждение посередине в сторону Лежена.

Какова главная видимая часть АСУДД для водителя? Это табло указания скорости?

Чтобы водителям было понятнее, как двигаться в потоке, мы отошли от норм Санкт-Петербурга и Москвы, где таких указателей нет. Мы думаем, что участнику дорожного движения необходимо предоставить максимум информации, поэтому мы сделали табло отсчета пешеходам, сколько осталось времени на переход улицы, а водителям на узловых перекрестках, откуда начинают движение группы автомобилей, мы даем информацию, с какой скоростью необходимо здесь двигаться — 30, 40 или 60 км/ч. Если все будут придерживаться этого скоростного параметра, система гарантированно даст водителям возможность проехать максимальное количество перекрестков безостановочно.

То есть не надо срываться с перекрестка и ехать как можно быстрее…

Совершенно верно. Если водители будут лучше придерживаться этих указаний — лучше будет работать АСУДД.

Если табло на ул. Фрунзе около вашего офиса показывает «40», то, стартуя с этого перекрестка на такой скорости, можно без остановки проехать перекресток с ул. Селезнева и, возможно, далее?

Да.

Почему табло рекомендованной скорости иногда показывает «черточки»?

Центральный управляющий пункт готов взять на себя часть функций ГИБДД по регулированию дорожного движения
Центральный управляющий пункт готов взять на себя часть функций ГИБДД по регулированию дорожного движения
Здесь возможны два момента — либо это пробки, либо надо ехать со скоростью больше 60 км/ч, а система не может этого рекомендовать.

Она честная?

Да, она честная.

Руководствуются ли новосибирские водители рекомендациями АСУДД?

Водитель у нас далеко не глупый. Он сразу видит, что светофоры переключаются равномерно и дают возможность проехать без остановки. Нет уже таких сумасшедших, которые рвут с места и летят по Красному на скорости «80», чтобы поскорее встать на следующем светофоре. Пачка автомобилей постепенно движется. Я не беру участок Красного проспекта от Фрунзе до Ядринцевской. Но остальная часть — она же не стоит. Самый главный показатель, что машины не стоят. За второй цикл, но они все равно проходят светофор, в зависимости от накопления транспорта. Но первое время было очень много вопросов: «Что такое показывает табло? Номер улицы или погоду?».

Сколько стоит вся система АСУДД в Новосибирске?

Две первых очереди — 102 млн рублей, а третья — 22 с небольшим. Но я бы эти очереди не делил. Например, часть работ по третьей очереди была сделана в прошлом году. Надо брать весь комплекс, который стоил около 125 млн рублей. При этом надо учесть, что мы переделываем все перекрестки и минимум 10 лет не будем горя знать со светофорным оборудованием.

Уже объявлен конкурс на разработку новой городской программы по безопасности дорожного движения, которая рассчитана на 2011–2013 годы. Продолжим развитие АСУДД.

Может быть, не так масштабно, как сейчас: за два года 92 перекрестка сделано, 28 еще готовятся. Нет необходимости вводить АСУДД там, где на улице находятся 2–3 локальных светофора. Во второй программе мы уделим внимание наращиванию уже существующей системы. Вместо ламповых светофоров поставим светодиодные, заменим контроллеры и обеспечим их работоспособность в соответствии с современными требованиями.

Сколько всего перекрестков должна включать в себя АСУДД?

В Новосибирске 365 перекрестков со светофорами. Внедрять на все систему АСУДД — значит, неправильно тратить бюджетные деньги. Мы исходим из того, что будет достаточно около 200 светофоров оснастить этой системой. Но если светофоры друг от друга на расстоянии 5 км или оснащены кнопкой ручного управления для пропуска пешеходов, зачем их включать в какую-то систему?

В системе АСУ «Навигация» создали интернет-сайт, на котором пассажир может отслеживать движение общественного транспорта. Есть ли у АСУДД возможность предоставлять информацию о движении по улицам города через интернет?

А зачем? Может быть, просто соблюдать правила дорожного движения? Система обдумывает и предлагает информацию водителю, а водитель должен принимать решение и исполнять указания системы. Мы боимся, что через интернет АСУДД можно будет взломать и нарушить ее работу.


Константин Пономарев
Фото автора и Дарьи Староверовой (3)
Просмотров: 395 | Добавил: ocomentim | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz