Автоматизированная система измерения параметров дизельных двигателей типа В-46
1. Введение
В научно-исследовательском институте автоматизации экспериментальных
исследований Национального технического университета Украины "Киевский
политехнический институт" (НИИ АЭИ) разработана и сдана в эксплуатацию
автоматизированная система измерения параметров дизельных двигателей типа
В-46.
Для управления системой, сбора, обработки и сохранения информации
используется персональный компьютер (ПК) с разработанным в НИИ АЭИ программным
обеспечением (ПО). Для связи с ПК используется интерфейс RS-232, его данные с
помощью разработанного в НИИ АЭИ интерфейсного блока преобразовываются в
стандарт интерфейса RS-485, который используется для обмена сообщениями с
остальными блоками автоматизированной системы.
2. Результаты работы
Автоматизированная система обеспечивает автоматическую регистрацию
измерительной информации, автоматическую обработку ее по соответствующим
программам (при необходимости), хранение накапливаемой измерительной информации
и печать протокола испытаний дизеля согласно утвержденной заказчиком форме.
Параметры дизеля, измеряемые и контролируемые системой, диапазон измерений
этих параметров и погрешности их измерений представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Параметры, измеряемые и контролируемые автоматизированной
системой.
Наименование параметраДиапазон измерения значенияАбсолютная погрешность измерений123Вращающий момент, кгс-м30...400±1,5Максимальная мощность, л.с.50...900±10Частота вращения коленного вала, об/мин 400...2500±10Неравномерность вращения коленвала, об/мин±15±10Температура масла на входе дизеля, °С0...80±1Температура масла на выходе дизеля, °С0...130±1Температурный перепад масла между входом и выходом, °С0...50±1Давление масла в главной магистрали, кгс/см20...16±0,4Давление масла в распределительных валах обоих блоков, кгс/см20...6,0±0,03Разность давления масла в левом и правом блоках, кгс/см20..Д5±0,03Удельный расход масла, г/ л.с.ч1,0...15,0±0,2Температура воды на входе, °С 0...80 ±1Температура воды на выходе правого блока, °С0...120±1Температура воды на выходе левого блока, °С0...120±1Температурный перепад между входом и выходом,°С0...15±1Разница температур между правым и левым блоками, °С0...5±1Удельная затрата горючего, г/ л.с.ч150...200±1Температура топлива перед НТП, °С0...50±1Давление топлива после НТП, кгс/см20...6±0,14Давление избыточного наддува, кгс/см20...1±0,015Температура выпускных газов в 12-ти цилиндрах, °С0...900±5Температура окружающего воздуха, °С0...40±1Атмосферное давление, мм рт. ст.630...800±2Относительная влажность воздуха, %40...100±5Давление газов в картере, мм вод. ст.10...100±10Ток в цепи электрогенератора, А0...250±2,5Напряжение в цепи электрогенератора, В0...29±1
Система сохраняет работоспособность при условиях окружающего воздуха
(атмосферное давление, температура, влажность, концентрация паров масла и
топлива), которые не превышают значений, установленных санитарными нормами
проектирования промышленных предприятий СН 245-71.
3. Оборудование
Система состоит из следующих блоков (см. рис. 1):
1) блок преобразования интерфейсный - предназначен для преобразования
интерфейса RS-232 (использующегося ПК) в RS-485 (использующийся измерительными
блоками системы);
2)
блок индикации - предназначен для отображения измеряемых и расчетных параметров
испытуемого двигателя. Информация на нем динамически обновляется и отражает
результаты одного цикла измерения;
3)
трех блоков измерительных силы - предназначены для измерения вращательного
момента и позволяют получить исходные данные для расчета расходов масла и
топлива;
4)
блок измерительный давления и параметров электрических сигналов - используются
для измерения параметров давления масла, топлива и газов в картере двигателя, а
также позволяют контролировать частоту вращения коленвала и электрические
параметры в цепи генератора (ток и напряжение);
5)
блок измерительный низких температур - позволяет контролировать температуры
масла, охлаждающей жидкости и топлива, не превышающие в 130°С;
6)
два блока измерительных высоких температур - датчики (всего 12) каждого
из них установлены в выхлопных коллекторах каждого из цилиндров
двигателя и позволяют контролировать температуру выхлопных газов;
7)
блок измерительный параметров климата - предназначен для контроля параметров в
помещении испытательного отсека. Эти значения используются при расчетах и
коррекции измеренных данных;
8)
блок питания системы - обеспечивает стабилизацию и развязку питания системы от
сети предприятия, что исключает ее влияние на процесс измерения и передачи
данных, а также продлевает срок службы ПК и блоков системы.
Рисунок 1 - Структура автоматизированной системы
Все блоки системы выполнены в отдельных герметичных толстостенных алюминиевых
корпусах, установлены на виброопоры и заземлены. Кабели, находящиеся на открытых
участках, взяты в защитные экраны, ПК управления системой вынесен в служебное
помещение, отделенное от испытательного отсека. Таким образом, обеспечено
надежное функционирование блоков системы в условиях испытательного участка
дизельных двигателей.
Для управления системой в НИИ АЭИ было разработано специализированное
программное обеспечение. Главное окно программы (см. рис. 2) условно можно
поделить на следующие части:
Рисунок 2 - Главное окно программы
1)
панель управления программой - на ней расположены основные кнопки управления
процессом регистрации и отображения данных измерений (создание нового файла
таблицы базы данных, открытие существующей таблицы данных, кнопки ориентации по
активной таблице базы данных, кнопка запуска/останова процесса регистрации,
кнопки вызова справочной системы и т.д.);
2)
мнемосхема испытания двигателя, предназначенная для отображения результата
текущего измерения;
3)
панель сигнализации состояния блоков;
4)
панель статуса программы.
При разработке программного обеспечения принимались во внимание следующие
соображения:
1)
данная система должна эксплуатироваться персоналом испытательного участка. Ранее
все измерения производились с помощью приборов со стрелочным отсчетом, при этом
персоналом не использовались средства автоматизации измерений и вычислений.
Поэтому было принято решение сделать управление программой максимально
наглядным. В основу визуального интерфейса программы была положена мнемосхема
испытания двигателя, предоставленная заказчиком и знакомая обслуживающему
персоналу. Результаты измерений конкретных параметров выводятся в окна,
расположенные непосредственно рядом с изображением соответствующих элементов
мнемосхемы;
2)
в то же время, программа должна обеспечивать удобство работы со всем массивом
измеренных данных. Поэтому результаты измерений представляются еще и в табличной
форме, причем переключение между режимами отображения в виде таблицы и
мнемосхемы возможно и в процессе измерения;
3)
система состоит из нескольких блоков, работающих по интерфейсу RS-485. В
процессе одного цикла измерения происходит последовательный опрос блоков. В
связи с этим необходимы средства контроля их состояния. Поэтому в нижней части
главного окна программы размещены индикаторы работы блоков и строка статуса
системы, отображающая конкретные операции, выполняемые нею.
4)
само испытание состоит из ожидания выхода двигателя на режим и последующей
регистрации данных измерений. Поэтому система может работать в режиме просто
отображения информации и в режиме записи в базу данных. Кроме того, полученные
данные можно просмотреть повторно в виде таблицы или графиков;
5) во время
испытания оператор занят регулировкой режима работы двигателя, поэтому элементы
интерфейса выполнены так, чтобы обеспечить максимальную наглядность и скорость
работы с программой. Так, основные кнопки управления сделаны достаточно
крупными, использовано цветовое выделение данных;
6)
результаты испытаний двигателя должны быть оформлены в виде стандартного отчета,
но время испытаний конкретного двигателя строго не регламентировано. Поэтому
обеспечена возможность прореживания данных, выводящихся при печати отчета, кроме
того, программа проводит итоговую обработку данных испытания. С целью же
подробного исследования работы двигателя, возможна распечатка детального
отчета;
7)
в процессе работы программа выполняет достаточно сложную последовательность
повторяющихся действий, что означает необходимость создания встроенных
алгоритмов диагностики и отладки. В каждом сеансе работы программы на диске
создается файл журнала, в который записывается служебная информация о процессах,
выполняемых ПО. Для наблюдения за работой отдельных блоков системы разработана
панель отладки, отображающая временные параметры взаимодействия блоков и
предусматривающая отдельное управление ими. Кроме того, есть возможность
просмотра потока символьной информации, передающейся по шине данных.
Работа с программой состоит в следующем. Вначале создается очередная таблица
базы данных, затем система инициализируется и происходит циклический опрос
блоков. Для удобства пользователя все эти действия выполняются при нажатии
кнопки запуска испытания.
В процессе одного цикла измерения вначале на все блоки одновременно подается
команда запуска измерения, а затем происходит последовательный опрос блоков.
Результаты опроса регистрируются в базе данных, отображаются на мнемосхеме и
высылаются на блок индикации, расположенный в поле зрения оператора
испытательного участка и дублирующий информацию, имеющуюся на экране ПК.
В случае если какой-то из блоков системы ответил некорректно, запрос к нему
повторяется. Блок, не ответивший на протяжении трех циклов измерения, считается
неработающим, о чем сообщается пользователю. Пользователь сам принимает решение
в этом случае. Он может продолжить работу дальше, либо переинициализировать
систему.
В процессе испытания двигателя могут возникать аварийные ситуации - может
снизиться давление в масляной магистрали и т.д. Поэтому, в системе предусмотрена
также и аварийная сигнализация - в случае, если датчики регистрируют параметры,
выходящие за пределы допустимых значений, то включается предупреждающая сирена.
,
Для удобства работы оператора, в поле его зрения находится блок индикации,
информация на котором обновляется синхронно с главным окном программы и
дублирует результаты текущего измерения. Блок индикации оборудован также
кнопочным пультом, позволяющим задействовать основные функции ПО.
Таким образом, оператор необязательно должен работать с ПО только пользуясь
экраном и клавиатурой ПК. Это позволяет ему выполнять обычную для данной работы
последовательность действий, не отвлекаясь от процесса испытания двигателя.
ПО выполнено в виде проекта, реализованного с помощью интегрированной среды
разработки Borland C++ 5.0. Исходный код проекта написан на языке C++.
Данное ПО работает на компьютерах с операционной системой Windows версий 98,
Me, 2000, или ХР. ПО для микроконтроллеров блоков системы написано в среде Keil
uVision v 2.40.
4. Преимущества технологий National Instruments
Основным преимуществом технологий National Instruments, что и определило
использование их в разрабатываемой системе, является то, что применение плат
GPIB фирмы National Instruments позволяет создать на базе персонального
компьютера полнофункциональный контроллер системы, обеспечивающий ввод, вывод и
обработку измерительной информации, а также управление всеми приборами
системы.
Очень удобным является то, что вместе с платой фирма предоставляет все
необходимые драйвера для операционных систем, а также множество примеров
создания программного обеспечения на языках C++, Паскаль и Бейсик. И хотя ПО
системы написано на языке С#, не составило особого труда адаптировать эти
примеры к данному языку.
Несомненно, полезным приложением является также инструментальная среда
разработки LabVIEW, предлагающая обширные библиотеки для построения приложений,
способных функционировать под управлением типовых операционных систем.
Следует также отметить удобный в пользовании и информационно-насыщенный сайт
фирмы National Instruments, позволяющий не только ознакомиться со всем спектром
ее продукции, а также и найти информацию по ее применению и загрузить
необходимые драйверы.
Литература
1. John М.
Pieper. Automatic Measurement Control. A tutorial on SCPI and IEEE-488.2. -
Rohde & Schwarz Gmb & Co. KG. - Muenchen
2. Калибратор-вольтметр универсальный В1-28.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - Часть 1. - 308 с.
3.
Калибратор переменного напряжения В1-29. Техническое описание и инструкция по
эксплуатации. - Часть 1.-141 с.
4. Частотомер электронно-счётный вычислительный
43-64/1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - Часть 1.- 140
с.
5. Millivoltmeter Rhode Schwarz URV 5. Manual and
Documentation.
6. Nano Volt / Micro Ohm Meter HP34420A. User's
Guide. - 296 p.
7. HP3458A Multimeter. Manual Set. - Hewlett Packard
Company .