О создании автоматизированной системы дистанционного обучения Института заочного обучения Государственной Академии управления им. Серго Орджоникидзе (ГАУ)
Ивановский B.C.,
д.э.н., проф.,
директор ИЗО ГАУ,
Хапиков А.А.,
начальник отдела дистанционного обучения ИЗО ГАУ
тел. (095) 371-71-00, (095) 377-80-50, E-mail: open@acman.msk.su
С целью повышения качества обучения и расширения контингента обучающихся в системе заочного обучения руководство Государственной академии управления приняло решение о переходе к подготовке специалистов с помощью современных методов обучения, основанных на использовании компьютерных обучающих программ и телекоммуника ционных средств связи.
Создание автоматизированной системы дистанционного обучения (АСДО) Института заочного обучения (ИЗО) направлено на решение следующих основных задач:
- на предоставление возможности студентам ИЗО оперативно получать необходимый и максимально возможный объем постоянно обновляющегося учебно-методического материала посредством использования электронных обучающих программ как в Москве, так и на удаленных территориях;
- обеспечение поддержки функционирования подразделений ИЗО в автоматизированном режиме;
- на обеспечение интеграции с уже существующими и вновь создаваемыми информационными сетями ГАУ;
- на расширение и адаптацию к будущим требованиям и возможностям.
При проектировании АСДО ИЗО были заложены принципы, которые позволяют сохранить работоспособность сети в течение максимально длительного времени и обеспечивают доступ пользователей в любой момент времени. Так, открытая архитектура системы позволит обеспечить наращивание и замену компонентов на основе общепринятых мировых стандартов. Высокая производительность системы позволит без задержки обслуживать многочисленные запросы с рабочих мест. Высокая надежность обеспечит рабочее состояние сети даже в случае выхода из строя отдельных элементов системы. Данная АС ДО обладает достаточной гибкостью, что позволит легко адаптировать ее к возможным изменениям задач и потребностей ИЗО. Немаловажным моментом является возможность в будущем перехода к новым сетевым технологиям без необходимости замены оборудования на достаточно большой период времени, что обеспечит сохранность сделанных инвестиций.
Предлагаемая схема решения приведена на рисунке.
Как видно из приведенной схемы, АСДО предусматривает ряд подсистем. Так, например, при автоматизации учебного процесса предполагается работа студентов как в компьютерном классе с базой данных, расположенных на серверах локальной вычислительной сети (ЛВС), так и возможность самостоятельной работы, используя компьютерные учебники на CD-ROM. Практические занятия студентов ведутся с такими системами, установленными на серверах ЛВС ИЗО, которые позволят вести контроль за всеми операциями студентов и оценивать их.
Для автоматизации процесса обучения предполагается использовать новейшие технологии корпорации Oracle, реализуемые в продуктах Oracle Learnig Architecture и Oracle Video Server. Использование данных продуктов позволят студентам получать как текстовую, так и аудио- и видеоинформацию в удобной форме, в требуемом пользователем порядке, а также позволят останавливаться на отдельных темах, использовать стоп-кадры, прямую и обратную «перемотку» видеофрагментов. Для клиентского места используется ОС Windows95 и Web-интерфейс.
Заложенные в данный проект решения обеспечат высокое качество представления учебного материала посредством использования как текстового, так и видео- и аудио-материала, а также удобной формы работы с ним.
Рис. 1 Структура автоматизированной системы дистанционного обучения Института заочного обучения ГАУ (виртуальная обучающая среда).
Другим достоинством проектируемой системы является простота работы с ней пользователя. В данном случае студентам не требуется специальных знаний для работы за рабочим местом, так как для доступа к учебному материалу используется стандартные и интуитивно понятные интерфейсы. Нельзя не отметить и такое достоинство, как простота подготовки и обновления учебного материала путем создания Web-страниц стандартными средствами. Эта система обеспечит легкость тиражирования данного материала на удаленные территории, даст возможность распечатки бумажных учебников непосредственно с Web-сервера. И, наконец, немаловажным фактором является легкость ее интеграции в существующие отечественные и мировые информационные сети и, в частности, Internet.
Второй подсистемой является административная ЛВС. Ее основное предназначение - это обеспечение информационной поддержки и автоматизации тех видов деятельности, которые необходимы для эффективного ведения основного учебного процесса. К ним относятся:
- проведение рекламной кампании;
- организация набора и учета набранного контингента;
- организация учебно-методической работы;
- подготовка учебных и учебно-методических материалов в печатном виде;
- организация административного и учебно-методического взаимодействия с региональными центрами.
Очевидно, что с учетом планируемой численности студенческого контингента, а также распределенностью его по различным регионам Российской Федерации, эффективное решение этих задач возможно только с привлечением современных компьютерных офисных технологий.
В описываемой подсистеме основной программный инструмент - это программный комплекс автоматизации работы офиса Novell GroupWise 5. Этот комплекс позволяет организовать эффективную работу сотрудников, связанную с приемом, обработкой, накоплением и рассылкой больших объемов информации, поступающих в организацию по различным современным каналам передачи данных (цифровым и телефонным), с обслуживанием большого количества информационных запросов клиентов (абитуриентов, студентов и преподавателей) и с организацией встреч.
Особо следует отметить, что приобретаемый в ходе эксплуатации такой системы опыт позволит выработать определенную методику организации деятельности автоматизированного центра дистанционного обучения и в дальнейшем распространить ее на деятельность региональных обучающих центров с интеграцией их в распределенную в масштабах Российской Федерации сеть дистанционного обучения.
Третьей подсистемой является система оперативного тиражирования материалов. Она призвана обеспечить студентов учебно-методическими материалами в печатной форме на первой стадии становления системы дистанционного обучения, а также для тех курсов и дисциплин, для которых организация электронного процесса предоставления обучающих материалов может быть неэффективной либо из-за ограничений по численности обучающихся, либо из-за издержек, связанных с эксплуатацией телекоммуникационных каналов. Кроме того, задачей такой подсистемы будет подготовка рекламно-информационных материалов. Основой подсистемы являются современные рабочие места операторов ввода и набора текстовой и графической информации, а также современные высокопроизводительные и высококачественные сетевые электронные копиры и принтеры, способные воспроизводить и копировать широкий спектр печатной информации.
Реализация данного проекта рассчитана на три года.
В целом, спроектированная АСДО ИЗО должна обеспечить массовую подготовку специалистов в области менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, юриспруденции и других специальностей ГАУ по всей территории России, на высоком профессиональном уровне и с минимальными затратами.